В концертной программе «Гаярь Джанай» объединены различные композиции одного хронологического периода, история главной героини основана на реальных событиях.
Оркестровые аранжировки напевов песен и баитов подготовлены заслуженным артистом Республики Татарстан, художественным руководителем ансамбля «Кадим Алмет» Э.З. Чавлиновым. Музыкально-поэтические материалы подготовлены научным консультаном выставки тюркских музыкальных инструментов ОЦ “Алмет”, этномузыковедом, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РТ, членом союза композиторов РФ Г.М. Макаровым.
1. Бибекәй (Бибикей) Старинная народная песня. Слуховая нотная запись сделана Султаном Габяши в 1931 году от Габдрахмана Галимбекова (1915г.р.),уроженца села Бигашево Альметьевского района РТ.
Мелодическая линия – “Су буйлары төнбоек – Кувшинки вдоль реки”.Слуховая нотная запись напева сделана Султаном Габяши в 1931 году от Зиятдина Гилязова (1872 г.р.), жителя села Сулеево Альметьевского района РТ.
2. Гаярь Җәнәй атаман (Отважная атаманша Джанай) Краткая версия баита.Поэтический текст Г.М. Макарова. Написан на основе устных преданий жителей села Ильтень-Бута Альметьевского района РТ.Напев баита взят из книги: «Национальные мелодии. Тюрко-татарские напевы: По материалам Султана Габяши. Составитель и автор критических нотных транскрипций, предисловия и комментариев – Г.М. Макаров. Казань, 2023 г.».
3. Дөккә-дөккә (Дукка-дукка) Старинный плясовой такмак. Напев записан Сулатном Габяши в 1931 г. от Фуата Камитова (1905 г.р.), учителя школы №1 села Старое Альметьево.
4. Җиде кыз бәете (Баит о семи девушках) Баит записан на магнитофон в с. Мастяк Старокулаткинского района Ульяновской области Альбертом Юсуповым в 1964 году. Музыкально-поэтическая обработка, нотная расшифровка Г.М. Макарова.
5. Вак көй (Напев под дробушки)Старинный плясовой такмак, известный как «Женский танец с мелкими дробями». Зафиксирован в 1931 году Султаном Габяши от Халика Хабибуллина (1910 г.р.), жителя села Кама-Исмагилово Альметьевского района РТ.
6. Карама дуга, кара җурга (Вороной конь, вязовая дуга) Старинный протяжный напев. Зафиксирован в 1976 году фольклористом любителем Д.М. Васильевым в г. Абдулино Оренбургской области от Степанова Александра Ивановича (1903 г.р.).
7. Казанис-маладис (Казанец-молодец) Старинная строевая песня. Обработка на основе слуховой нотной записи С. Габяши 1910 года. “Национальные мелодии. Тюрко-татарские напевы: По материалам Султана Габяши. Составитель и автор критических нотных транскрипций, предисловия и комментариев – Г.М. Макаров. Казань, 2023.”
8. Кара бүрек (Чёрный малахай) Старинный плясовой такмак, был известен как «Нугай биюе» – «Ногайский танец». Зафиксирован в 1931 году исследователем татарских танцев, профессором Гаем Тагировым и композитором, фольклористом Султаном Габяши от Халика Хабибуллина (1910 г.р.), жителя села Кама-Исмагилово Альметьевского района РТ.
9. Инандым бән Аллага (Поверил я в Бога) Иляһи бәет – духовный стих. Напев баита записан Г.М. Макаровым в селе Карманово Янаульского района Башкирии. “ Дәрвишләрнең сөхбәтендә: бәетләр һәм мөнәҗәтләр – Казан: Татар.кит. нәшр., 2011“
10. Лашманнар бәете (Баит о лашманах) На территории Альметьевского района к лашманской повинности были привлечены жители сёл Абдрахманово, Клементейкино, Маметьево, Нижняя Мактама, Новое Надырово, Багряж-Елхово, Шарлама. Лашманская тема оставила глубокий след в истории края, что отразилось в народном творчестве. При подготовке баита о лашманах были использованы поэтические тексты из сб.: “Татар халык иҗаты. Бәетләр. – Казан, 1983”
11. Былинка. Народная песня из репертуара фольклорной исполнительницы Ольги Сергеевой. На юго-восток РТ песня попала вместе с первыми переселенцами в с. Кичуй.
12. Юлбасар кардәшләр җыруы (Песня братьев-разбойников) Народная песня из с. Кряш. Шуран Муслюмовского района РТ. Записана Г.М. Макаровым в 1978 г. от Виноградова Кузьмы Терентьевича (1915 г.р.).
13. Усман паша (Осман паша) Исторический баит. Запись от Рахимкуловой Мадины, сделанга в 1886 году в г. Оренбурге.
14. Нугай курай (Ногайский курай) Старинный напев. Зафиксирован в 1976 году фольклористом-любителем Д.М. Васильевым в г. Абдулино Оренбургской области от Степанова Александра Ивановича (1903 г.р.).
15. Әкерен, әкерен без бараек (Поедем не спеша) Записано Г.М. Макаровым в 1977 году в с. Ильтень-Бута Альметьевского района РТ от Сергеевой Кристины Васильевны (1906 г.р.) и Лукьяновой Матрены Васильевны (1911 г.р.).
16. Гаярь Җәнәй бәете (Баит об отважной Джанай) Полная версия.
Оркестровые аранжировки напевов песен и баитов подготовлены заслуженным артистом Республики Татарстан, художественным руководителем ансамбля «Кадим Алмет» Э.З. Чавлиновым. Музыкально-поэтические материалы подготовлены научным консультаном выставки тюркских музыкальных инструментов ОЦ “Алмет”, этномузыковедом, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РТ, членом союза композиторов РФ Г.М. Макаровым.
1. Бибекәй (Бибикей) Старинная народная песня. Слуховая нотная запись сделана Султаном Габяши в 1931 году от Габдрахмана Галимбекова (1915г.р.),уроженца села Бигашево Альметьевского района РТ.
Мелодическая линия – “Су буйлары төнбоек – Кувшинки вдоль реки”.Слуховая нотная запись напева сделана Султаном Габяши в 1931 году от Зиятдина Гилязова (1872 г.р.), жителя села Сулеево Альметьевского района РТ.
2. Гаярь Җәнәй атаман (Отважная атаманша Джанай) Краткая версия баита.Поэтический текст Г.М. Макарова. Написан на основе устных преданий жителей села Ильтень-Бута Альметьевского района РТ.Напев баита взят из книги: «Национальные мелодии. Тюрко-татарские напевы: По материалам Султана Габяши. Составитель и автор критических нотных транскрипций, предисловия и комментариев – Г.М. Макаров. Казань, 2023 г.».
3. Дөккә-дөккә (Дукка-дукка) Старинный плясовой такмак. Напев записан Сулатном Габяши в 1931 г. от Фуата Камитова (1905 г.р.), учителя школы №1 села Старое Альметьево.
4. Җиде кыз бәете (Баит о семи девушках) Баит записан на магнитофон в с. Мастяк Старокулаткинского района Ульяновской области Альбертом Юсуповым в 1964 году. Музыкально-поэтическая обработка, нотная расшифровка Г.М. Макарова.
5. Вак көй (Напев под дробушки)Старинный плясовой такмак, известный как «Женский танец с мелкими дробями». Зафиксирован в 1931 году Султаном Габяши от Халика Хабибуллина (1910 г.р.), жителя села Кама-Исмагилово Альметьевского района РТ.
6. Карама дуга, кара җурга (Вороной конь, вязовая дуга) Старинный протяжный напев. Зафиксирован в 1976 году фольклористом любителем Д.М. Васильевым в г. Абдулино Оренбургской области от Степанова Александра Ивановича (1903 г.р.).
7. Казанис-маладис (Казанец-молодец) Старинная строевая песня. Обработка на основе слуховой нотной записи С. Габяши 1910 года. “Национальные мелодии. Тюрко-татарские напевы: По материалам Султана Габяши. Составитель и автор критических нотных транскрипций, предисловия и комментариев – Г.М. Макаров. Казань, 2023.”
8. Кара бүрек (Чёрный малахай) Старинный плясовой такмак, был известен как «Нугай биюе» – «Ногайский танец». Зафиксирован в 1931 году исследователем татарских танцев, профессором Гаем Тагировым и композитором, фольклористом Султаном Габяши от Халика Хабибуллина (1910 г.р.), жителя села Кама-Исмагилово Альметьевского района РТ.
9. Инандым бән Аллага (Поверил я в Бога) Иляһи бәет – духовный стих. Напев баита записан Г.М. Макаровым в селе Карманово Янаульского района Башкирии. “ Дәрвишләрнең сөхбәтендә: бәетләр һәм мөнәҗәтләр – Казан: Татар.кит. нәшр., 2011“
10. Лашманнар бәете (Баит о лашманах) На территории Альметьевского района к лашманской повинности были привлечены жители сёл Абдрахманово, Клементейкино, Маметьево, Нижняя Мактама, Новое Надырово, Багряж-Елхово, Шарлама. Лашманская тема оставила глубокий след в истории края, что отразилось в народном творчестве. При подготовке баита о лашманах были использованы поэтические тексты из сб.: “Татар халык иҗаты. Бәетләр. – Казан, 1983”
11. Былинка. Народная песня из репертуара фольклорной исполнительницы Ольги Сергеевой. На юго-восток РТ песня попала вместе с первыми переселенцами в с. Кичуй.
12. Юлбасар кардәшләр җыруы (Песня братьев-разбойников) Народная песня из с. Кряш. Шуран Муслюмовского района РТ. Записана Г.М. Макаровым в 1978 г. от Виноградова Кузьмы Терентьевича (1915 г.р.).
13. Усман паша (Осман паша) Исторический баит. Запись от Рахимкуловой Мадины, сделанга в 1886 году в г. Оренбурге.
14. Нугай курай (Ногайский курай) Старинный напев. Зафиксирован в 1976 году фольклористом-любителем Д.М. Васильевым в г. Абдулино Оренбургской области от Степанова Александра Ивановича (1903 г.р.).
15. Әкерен, әкерен без бараек (Поедем не спеша) Записано Г.М. Макаровым в 1977 году в с. Ильтень-Бута Альметьевского района РТ от Сергеевой Кристины Васильевны (1906 г.р.) и Лукьяновой Матрены Васильевны (1911 г.р.).
16. Гаярь Җәнәй бәете (Баит об отважной Джанай) Полная версия.
Композиции альбома
«Гаярь Джанай»
Композиции альбома «Гаярь Джанай»
Гаярь Джанай
Это история о героине Гаярь Джанай, или Отважной Джанай, жившей в селе Ильтень-Бута (Республика Татарстан) в XVIII веке. К этому периоду относятся все композиции, вошедшие в альбом. Девушка возглавляла разбойничью банду и грабила купеческие обозы на Оренбургском тракте. В памяти современников Джанай осталась женщиной, много сделавшей для односельчан, что делает ее схожей с Робином Гудом. Последние дни жизни она провела в часовне, построенной недалеко от родного села в покаянии и молитве.