Музыкально-поэтические материалы подготовлены научным консультаном выставки тюркских музыкальных инструментов ОЦ “Алмет”, этномузыковедом, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РТ, членом союза композиторов РФ Г.М. Макаровым.
Оркестровые аранжировки напевов песен и баитов подготовлены заслуженным артистом Республики Татарстан, художественным руководителем ансамбля «Кадим Алмет» Э.З. Чавлиновым.
1. Болгар ханы, Болгар халкы имин булсын (Песня-пожелание Булгарскому Хану и булгарскому народу) Композиция создана в стиле монгольских и старинных тюркских песен-благопожеланий. Звуки медных гонгов, военных барабанов, труб вводят зрителей в атмосферу ритуалов и церемоний Булгара. В творческом воплощении и создании соответствующей звуковой атмосферы сюжетов композиции большая роль специалиста по тюрко-монгольским инструментам, руководителя и автора представленных на концерте оркестровых аранжировок заслуженного артиста Республики Татарстан Э. З. Чавлинова.
2. Гаҗәеп ирер Болгар тарихы (Удивительная история Болгара) Поэтический текст написан с применением элементов стиля арузного пятисложного метра вафир (вафир-и мусамман-и салим). Напев создан с стиле мусульманских молитв.В баите воспевается Булгар и его история. Тема преемственности исторической памяти народа, любви к родному краю, бережного отношения к культурному наследию стала сквозной для всей концертной композиции.
3. Шәһри Болгар кызлары (Девушки города Булгар) Песня по мотивам легенд о девочках-подростках, которые учились в девичьем медресе «Туйбике». Частые грабежи от разбойников не давали покоя горожанам Булгара. В трудные времена девочки приходили на помощь защитникам города. Они ходили по подземным ходам и проносили важные сведения о противнике и другие ценные передачи. Чтобы ходить бесшумно, они надевали тапочки из льняного полотна. По легендам, подземные ходы из Булгарской крепости вели к берегам озера Рабиги и к колодцу Габдрахмана. Издавна это озеро и колодец почитаются, как святые места.
4. Болгар башкаласы Казанга күчү хикәяте, яки Аксак Тимер бәете (Сказание о переселении столицы Булгар в Казань, или баит о Хромом Тимуре) Битва грозного завоевателя Аксак-Тимура с войском хана Золотой Орды Тохтамыша на реке Кондурча стало одним из важных вех в истории средневекового Булгара, формирования народности булгар и закрепления нового этнонима татар. После битвы с Тамерланом город Болгар пришел в запустение. По легендам пал смертью и булгарский хан Габдулла, который завещал своим потомкам перенести столицу в более спокойное правобережье реки Кама. Именно в эти места переселилось бежавшее с места боев булгарское население и, основало в верховьях реки Казанка город-крепость Казань. Потомки хана Габдуллы жили в Старой Казани на протяжении трехсот лет. Затем столица была переселена в устье реки Казанки, с тем же названием Казань, которая продолжила развитие как столица Казанского ханства еще 158 лет.
5. Гөлжамал (Гульджамал) Татарская народная песня в стиле «озын көй» со сложными интервалами и богатой орнаментальной фактурой напева. Это произведение стало классикой татарского вокального искусства и было очень популярно в начале ХХ века.
6. Мәхбуба (Махбуба) Автор поэтического текста - татарский поэт первой половины XIX века Габделджаббар Кандалый. Автор напева - Макаров Г.М. Песня-назидание посвящена девушке из города Булгара с описанием ее красоты, ума, находчивости и с пожеланием, чтобы она выбрала себе достойного и образованного человека в качестве мужа.
7. Озату (Проводы) Народная песня кряшен, записанная в Чистопольском районе. Песня исполняется во время проводов гостей, родственников с пожеланиями добра, благополучия и с надеждой на новые встречи.
8. Казан маршы (Казанский марш) Популярный в народе старинный марш. По легендам, этот напев связан с событиями завоевания Казанского ханства. В народе напев известен также, как «Марш Сююмбике».
9. Казан ханы язмышы ( Судьба Казанского хана) Текст создан по мотивам легенды, записанной венгерским ученым Юлием Месарошем от чувашей Цивильского уезда Казанской губернии в начале ХХ века. Это легенда о судьбе казанского хана и его потомков. Мелодическая линия напева написана в стиле старинного баита, в котором отчетливо слышны интонации казанско-татарских, крымских, ногайских народных напевов.
10. Кунакларны хөрмәтләү җыры (Песня чествования гостей) Композиция написана в стиле старинных татарских мунаджатов, с учетом классической формулы арузного метра «хазаджи мусаммани салим».
Оркестровые аранжировки напевов песен и баитов подготовлены заслуженным артистом Республики Татарстан, художественным руководителем ансамбля «Кадим Алмет» Э.З. Чавлиновым.
1. Болгар ханы, Болгар халкы имин булсын (Песня-пожелание Булгарскому Хану и булгарскому народу) Композиция создана в стиле монгольских и старинных тюркских песен-благопожеланий. Звуки медных гонгов, военных барабанов, труб вводят зрителей в атмосферу ритуалов и церемоний Булгара. В творческом воплощении и создании соответствующей звуковой атмосферы сюжетов композиции большая роль специалиста по тюрко-монгольским инструментам, руководителя и автора представленных на концерте оркестровых аранжировок заслуженного артиста Республики Татарстан Э. З. Чавлинова.
2. Гаҗәеп ирер Болгар тарихы (Удивительная история Болгара) Поэтический текст написан с применением элементов стиля арузного пятисложного метра вафир (вафир-и мусамман-и салим). Напев создан с стиле мусульманских молитв.В баите воспевается Булгар и его история. Тема преемственности исторической памяти народа, любви к родному краю, бережного отношения к культурному наследию стала сквозной для всей концертной композиции.
3. Шәһри Болгар кызлары (Девушки города Булгар) Песня по мотивам легенд о девочках-подростках, которые учились в девичьем медресе «Туйбике». Частые грабежи от разбойников не давали покоя горожанам Булгара. В трудные времена девочки приходили на помощь защитникам города. Они ходили по подземным ходам и проносили важные сведения о противнике и другие ценные передачи. Чтобы ходить бесшумно, они надевали тапочки из льняного полотна. По легендам, подземные ходы из Булгарской крепости вели к берегам озера Рабиги и к колодцу Габдрахмана. Издавна это озеро и колодец почитаются, как святые места.
4. Болгар башкаласы Казанга күчү хикәяте, яки Аксак Тимер бәете (Сказание о переселении столицы Булгар в Казань, или баит о Хромом Тимуре) Битва грозного завоевателя Аксак-Тимура с войском хана Золотой Орды Тохтамыша на реке Кондурча стало одним из важных вех в истории средневекового Булгара, формирования народности булгар и закрепления нового этнонима татар. После битвы с Тамерланом город Болгар пришел в запустение. По легендам пал смертью и булгарский хан Габдулла, который завещал своим потомкам перенести столицу в более спокойное правобережье реки Кама. Именно в эти места переселилось бежавшее с места боев булгарское население и, основало в верховьях реки Казанка город-крепость Казань. Потомки хана Габдуллы жили в Старой Казани на протяжении трехсот лет. Затем столица была переселена в устье реки Казанки, с тем же названием Казань, которая продолжила развитие как столица Казанского ханства еще 158 лет.
5. Гөлжамал (Гульджамал) Татарская народная песня в стиле «озын көй» со сложными интервалами и богатой орнаментальной фактурой напева. Это произведение стало классикой татарского вокального искусства и было очень популярно в начале ХХ века.
6. Мәхбуба (Махбуба) Автор поэтического текста - татарский поэт первой половины XIX века Габделджаббар Кандалый. Автор напева - Макаров Г.М. Песня-назидание посвящена девушке из города Булгара с описанием ее красоты, ума, находчивости и с пожеланием, чтобы она выбрала себе достойного и образованного человека в качестве мужа.
7. Озату (Проводы) Народная песня кряшен, записанная в Чистопольском районе. Песня исполняется во время проводов гостей, родственников с пожеланиями добра, благополучия и с надеждой на новые встречи.
8. Казан маршы (Казанский марш) Популярный в народе старинный марш. По легендам, этот напев связан с событиями завоевания Казанского ханства. В народе напев известен также, как «Марш Сююмбике».
9. Казан ханы язмышы ( Судьба Казанского хана) Текст создан по мотивам легенды, записанной венгерским ученым Юлием Месарошем от чувашей Цивильского уезда Казанской губернии в начале ХХ века. Это легенда о судьбе казанского хана и его потомков. Мелодическая линия напева написана в стиле старинного баита, в котором отчетливо слышны интонации казанско-татарских, крымских, ногайских народных напевов.
10. Кунакларны хөрмәтләү җыры (Песня чествования гостей) Композиция написана в стиле старинных татарских мунаджатов, с учетом классической формулы арузного метра «хазаджи мусаммани салим».
«Удивительные истории Великой Булгарии»
Удивительные истории Великого Болгара
Альбом состоит из баитов, легенд о становлении культуры и искусства Волжской Булгарии, историко-романтических сюжетов, лирических и бытовых повествований и создан на основе оригинального материала начала X и XVI-XVII веков. Это результат кропотливой работы по изучению музыкального и поэтического наследия, материалов этнографических экспедиций по более чем двумстам деревням Волго-Уральского региона.